Пассажиры круизных судов, которые обслуживает ЧГМА «Инфлот», часто задают вопрос: почему на вашем побережье не видно яхт? Попробуем ответить на него, анализируя законодательство, регулирующее яхтинг в Украине.
Автор настоящей публикации глубоко и детально проанализировала законодательство Украины и право Европейского Союза, а также практику их реализации. Особый интерес вызывают рекомендации по исправлению неблагоприятной ситуации в яхтинга в Украине.
Как должно быть
Таможенное оформление иностранных яхт, заходящих в порты Украины, в отличие от стран Европейского Союза, традиционно было сопряжено с рядом обременительных формальностей. Самым оптимальным способом такого оформления является помещение яхты в таможенный режим временного ввоза (РВВ), который регулируется Конвенцией о временном ввозе, Таможенным кодексом Украины (ТКУ) и рядом подзаконных нормативных актов. Этот режим предполагает условное полное или частичное освобождение нерезидента от налогообложения таможенными платежами. При этом обязательным условием РВВ ввоза является использование яхты в личных целях и запрет на ее эксплуатацию для внутренних коммерческих перевозок.
В странах ЕС процедура помещения яхты в РВВ максимально упрощена и позволяет свободно эксплуатировать судно в личных целях без уплаты налогов до 18, а в ряде случаев до 24 месяцев, с последующим выходом ее за пределы таможенной территории страны. При этом является владелец яхты (нерезидент страны пребывания) физическим или юридическим лицом, значения не имеет.
То есть законодательство ЕС, как и ряда других стран, не входящих в его состав, создает яхтингу благоприятный режим в своих водах и соответствует нормам Стамбульской конвенции о временном ввозе. Конвенция определяет термины «лицо», «транспортные средства частного использования», устанавливает. что яхта – транспортное средство частного использования – может без ограничений эксплуатироваться в частных интересах (для отдыха, туризма, спорта) как физическим, так и юридическим лицом – собственником или его доверенным представителем.
До конца 2013 года таможенные власти Украины не всегда, но. как правило, допускали оформление яхт. принадлежащих иностранным юрлицам в РВВ с условным полным освобождением от налогообложения. Иностранные яхты заходили в порты, их пассажиры посещали наши города и туристические достопримечательности, яхтсмены и их гости – люди, как правило, небедные – тратили валюту, закупали провизию и топливо. Яхт-клубы использовались в качестве межсезонных баз отстоя и ремонта даже вопреки более жестким по сравнению с другими странами условиям и срокам нахождения яхт в Украине.
С правовой точки зрения действия таможни имели основания, так как Конвенция о временном ввозе имеет приоритет правоприменения над внутренними актами законодательства. в том числе Таможенным кодексом Украины, и позволяет капитану яхты при наличии доверенности от ее собственника-юрлица оформлять яхту в РВВ.
Как на практике
Несмотря на повсеместно декларируемую имплементацию законодательства ЕС, в 2014 году в Украине происходит ужесточение и без того непростой процедуры таможенного оформления яхт. Основываясь на нормах статей 105 и 189 Таможенного кодекса, которые вопреки Конвенции о временном ввозе устанавливают возможность помещения в РВВ с полным освобождением от налогообложения исключительно транспортных средств коммерческого назначения. и ст. 380 ТКУ, которая содержит термин «транспортное средство личного использования», собственником которого может быть исключительно физическое лицо, таможенные власти стали отказывать владельцам яхт в оформлении РВВ.
В январе и марте 2015 года Государственная фискальная служба Украины распространила официальные заявления о пресечении схем незаконного ввоза яхт на территорию Украины. Конвенционная процедура помещения яхт иностранных юридических лиц в РВВ с условным полным освобождением от налогообложения была обьявлена вне закона. Сообщалось о 700 таких случаях на протяжении 2012-2013 годов и убытках, понесенных государственным бюджетом. Сотрудникам таможен, допустившим помещение яхт в РВВ, предъявлены подозрения в совершении преступлений, предусмотренных ст. 364 Уголовного кодекса Украины.
По мнению ГФС Украины, приходящие в Украину яхты иностранных юридических лиц могут быть помещены в РВВ только с условным частичным освобождением от налогообложения и соответствующей уплатой за каждый месяц пребывания в Украине 3% суммы таможенных платежей, которая подлежала бы уплате в случае импорта яхты.
Данное мнение нашло отражение в приказе Министерства финансов Украины от 10.03.2015 г. №308. который вступил в силу 26 июня 2015 года. Согласно его нормам, временно ввозимые на таможенную территорию Украины яхты, используемые в некоммерческих целях и принадлежащие гражданам-нерезидентам, декларируются с применением декларации временного ввоза и предоставлением обязательства капитана судна об обратном вывозе яхты за пределы таможенной территории Украины. На основании ст. 380 ТКУ такие яхты помещаются в РВВ с условным полным освобождением от обложения таможенными платежами на срок до одного года. Но оформление яхт, которые принадлежат юридическим лицам-резидентам и нерезидентам Украины, осуществляется в порядке, применяемом для судов заграничного плавания.
Понятно, что такой, несоответствующий нормам ЕС, порядок таможенного оформления яхт. львиная доля которых зарегистрирована на юридические лица, привел к практически полному отказу яхтсменов как от туристического посещения марин и достопримечательностей Украины,так и от временного отстоя и базирования яхт в наших водах. В 2015 году яхты юрлиц-нерезидентов, приходившие, например, в Одесский порт, простояв пару дней без права схода пассажиров на берег, ознакомившись с требованиями об оплате 3% суммы таможенных платежей, покидали украинские воды. Украина, активно декларирующая развитие туристического и игрового бизнеса, сформировала негативный имидж в глазах иностранцев и опустошила причалы яхт-клубов.
Повод для оптимизма?
8 сентября 2015 года вступило в силу постановление Кабмина от 7 июля 2015 года №491, которое вносит существенные изменения в «Типовую технологическую схему пропуска транспортных средств через государственную границу…» и обязывает Министерство финансов привести свои акты в соответствие с этими изменениями.
Согласно нововведениям, не используемая в коммерческих целях яхта без оформления РВВ может находиться в порту до 30 дней со дня ее прихода в пункт пропуска. Декларирование такой яхты может осуществляться с применением генеральной (общей) декларации, а документы, предусмотренные ТКУ, и обязательство капитана об обратном вывозе яхты не оформляются.
Яхты, находящиеся в портах Украины 30 дней и более, декларируются с применением декларации временного ввоза согласно форме, приведенной в приложении к Технологической схеме, с одновременным оформлением обязательства капитана об обратном вывозе яхты за пределы таможенной территории Украины. При наличии такой декларации яхте разрешается плавание в территориальном море и внутренних водах Украины, а также пребывание на пристанях, причалах и пунктах базирования, за исключением закрытых районов.
Казалось бы, появился повод для оптимизма. Однако, несмотря на заверения Министерства инфраструктуры Украины, указанные изменения порядка контроля яхт не достигли своей цели и пока не ясно, как они будут применяться на практике. Ведь Министерство финансов Украины до настоящего времени не привело свой приказ от 10 марта 2015 года №308 в соответствие с ними. А заставить таможню игнорировать свои ведомственные нормы практически невозможно.
По идее, изменение порядка таможенного контроля должно распространять свое действие на иностранные яхты любых собственников (юр- и физлиц), но само постановление №491 это прямо не устанавливает. Более того, графа 3 упомянутой формы декларации о временном ввозе яхты предполагает, что собственником декларируемой яхты может быть исключительно физическое лицо. К тому же, обновленная технологическая схема не устанавливает, какой вид РВВ (с полным или частичным освобождением от налогообложения) должен применяться к яхтам!
Исходя из изложенного, можно уверено прогнозировать, что у таможни остались все основания игнорировать нормы Конвенции о временном ввозе и,ссылаясь на статьи 105,189 и 380 ТКУ, продолжать требовать оформления принадлежащих юридическим лицам – нерезидентам яхт в РВВ с уплатой 3% таможенных платежей, подлежащих уплате при импорте, за каждый месяц пребывания в Украине.
Как исправить ситуацию
Первое минимально возможное действие. которое следует предпринять для исправления ситуации, – это внести изменения в приказ Министерства финансов Украины от 10 марта 2015 года №308, которые устанавливали бы возможность оформления яхт, принадлежащих как юридическим, так
и физическим лицам – нерезидентам в РВВ с условным полным освобождением от налогообложения.
Второй, и наиболее верный путь, – это инициирование изменений в статьи 105.189 и 380 ТКУ, которые бы привели данный кодекс в соответствие с нормами Конвенции о временном ввозе. Следует установить возможность оформления в РВВ с условным полным освобождением от налогообложения на срок не менее 18 месяцев транспортных средств, не используемых в коммерческих целях, собственниками которых являются как физические, так и юридические лица.
Есть надежда, что такими инициаторами могут стать председатель Одесской областной администрации Михаил Саакашвили или недавно назначенная руководитель Одесской таможни, активно продвигающие идеи развития в Одесском регионе туристического бизнеса. О необходимости существенных изменений в Таможенном кодексе Юлия Марушевская заявила почти в первый день пребывания на новой должности.
Если принять такие меры, то одесское побережье наверняка мало чем будет отличаться от своих соседей по Средиземноморью и Адриатике. Тем более что недостатка в яхт-клубах у города нет.
Автор: Ольга БРОНЕЦКАЯ
Источник: Порты Украины. – 2015. – № 9. – С. 38 – 39.